Что такое иллюзия в буддизме? Правда ли, что буддисты считают весь мир иллюзорным?

Обычно слово «иллюзорный» вызывает ассоциацию с ненастоящим, выдуманным, вымышленным явлением, которое является противоположностью чему-то реальному, настоящему и почему-то полезному. Видимо люди думают, что раз реальное, то должно быть нужным в народном хозяйстве.

Довольно часто это понятие связывают с буддизмом. Некоторые утверждают будто Дхарма учит тому, что мир иллюзорен. Необходимо заявить, что в древних сутрах просто нет понятия, которое было бы аналогичным тому, что представляет собой иллюзия в современном западном понимании. Две основные философские концепции, которые являются базовыми в буддизме, — это преходящесть и пустотность. Преходящее — анитья и пустотность — шунья. Преходящесть — постоянная смена обусловленного существования; пустота в буддийской философии — проективность, потенциальная основа для любых изменений, отсутствие возможности независимого существования.

В буддизме отсутствует некая абсолютная объективная реальность, которая могла бы быть подменённой иллюзорной. Иллюзорным является любой мир, как комплекс объектов и их выраженной в сознании ценности или вредности.

Отразить сущность буддийского взгляда на мир может только взгляд, направленный внутрь человека. Думаю, что единственным словом, которое могло бы отразить взгляд буддизма на человескую природу, был бы термин «морок». Основная философская проблема буддизма — это проблема страдания всех существ. С буддийской точки зрения, проистекает оно из-за того, что состояние их сознания рассматривается в Дхарме находящимся в статусе помрачения, изначального заблуждения, которое не даёт видеть сущность вещей и явлений. Существует перманентная вовлечённость ума в игру майи. Таким образом иллюзорны не вещи, а любое их концептуальное видение.

Реально существует в буддизме только осознание — татхата. Оно не может быть искажено и не является объектом. Все остальные представления действительности искажены и, в той или иной мере, увеличивают или уменьшают объём страдания. Нет не-искажённого представления о действительности. Возможно лишь экзистенциальное понимание действительности, которое именуется праджней. Она же не имеет ничего общего с представлением субъекта о реальности.

Западное понимание иллюзорности очень легко ведёт к вседозволенности. По такой логике — раз всё иллюзорное, то не жалко. Можно ломать, крушить, а потом всё это исчезнет, и возникнет какая-то настоящая реальность. В буддизме любая реальность иллюзорна, поэтому нужно беречь ту, которая есть, а если она приносит слишком много страдания, то менять её посредством выстраивания новой системы представления.

Вера в возможность соприкоснуться с абсолютной реальностью только кажется крутой и правильной. Все базовые ценности, которые так пестуют люди, ничего хорошего не дают и лишь множат страдания. Хотя ни в одной из них нет ничего плохого, но всё когда-то кончится. Всё преходящее и существует благодаря пустоте.

Иллюзорность в буддизме — это не ложность, поддельность, а открытость к изменению. Благо существует осознание, которое позволяет конфигурировать мир так, как это нужно для того, чтобы страданий было меньше, а не больше.

Вступление в группу проекта ВКонтакте позволит принять участие в обсуждении каждого материала.