Что такое ментизм? Как его успокоить?

Ментизм — это состояние ментальности, которое чаще всего субъективно характеризуется в качестве ускорения движения мыслей. Это не означает, что в момент такой ментальной активности люди быстрее обдумывают какие-то задачи. Мысленный поток постоянно проваливается в промежутки между мыслями, а сами они предстают более объёмными и окружёнными ассоциациями. Мысли о чём-то конкретном легко соскакивают на темы, которые не имеют логической связи с объектом изначального рассмотрения. Тенденция к провалам и перескокам постоянно разрастается. В результате получается ускорение, но не мышления, а провалов с одной мысли на другую. Каждая вытаскивает какую-то новую, и этот поток становится независим от человека, которого уже нельзя назвать мыслителем.

Пример ментизма

Человек идёт по дороге и думает о том, что сегодня он может не успеть на важную встречу. Не вызвать ли такси? Для этого нужен сотовый телефон. Он пытается достать его, но думает про заводы, бегемотов и телевидение. Почему? В поле зрения попала сумка, где находится сотовый телефон, а она совсем уже истёрлась, потому что сделана из некачественного заменителя кожи. Его сделали на заводе, что спасает реальных животных. Олицетворением таких становится бегемот, а его он недавно видел по телевизору. Отсюда мысли и про телевидение. По телевидению часто показывают не очень интересные программы. Он купил телевизор просто по той причине, что так делают все. Хотя сам он предпочитает компьютерные игры. Игры вызывают ассоциацию с мамой, которая против этих игр. Мама с тем, что она не разрешила завести собаку, когда он учился в седьмом классе. Тогда же он был влюблён в Катьку, которая сейчас вышла замуж. На женихе был такой же костюм, как у декана. Декана зол!

Никакой логической связи нет. Это следствие выпучивания ассоциативного мышления, которое порождает новые и новые провалы в промежутки между мыслями.

Весь этот поток дробится, окружается эмоциями, образами, вызывает новые и новые ассоциации. Между мыслями, как завершёнными фрагментами какой-то логической последовательности, нет промежутков в обычном понимании, потому что происходят постоянные провалы с одного логического ряда в другой. Одни промежутки и провалы вместо обычного ментального потока.

Вегетативные симптомы, что прослеживаются в момент ментизма

Всё это создаёт ощущение тяжести, невыносимости, подавленности и безвыходности, но человек сохраняет способность совершать какие-то действия. Герой нашего примера может всё же вызвать такси, но чувствовать себя он будет крайне плохо. Ментальное безобразие сопровождается определённым комплексом вегетативных симптомов. Может возникнуть такое чувство, будто бы не хватает воздуха. Учащается сердцебиение, возникают множественные пульсы. Слегка кружится голова. Хочется массажировать грудь. Соматических симптомов может быть довольно много. Их появление непременно отвлекает внимание. Все мысли перетекают на них, а мысли-то серьёзно разбушевавшиеся. И чем сильнее тело отвлекает от самого разгона в провалах между мыслями, тем более человек озабочен своим физическим состоянием. Происходит что-то ужасное, что выходит за рамки нормы, но что именно — не понять.

Общий симптом самых разных синдромов

Ментизм может иметь разную степень выраженности и легко сочетается с другими симптомами различных расстройств и болезней. К примеру, он является непременным атрибутом критериев диагностики шизофрении. Почему я выразился так мудрёно? Не просто критерием, а их атрибутом. Если бы человек из нашего примера попытался выражать словами своё состояние, то он и говорил бы про кожу, бегемотов, телевизор, привычки, декана. Речевое выражение этих логических обрывков, с постоянными перескоками с темы на тему, получило устойчивое название «шизофазия». Нарушения же процессов мышления вызывает субъективное восприятие их чужеродным явлением. Поэтому ментизм «маячит» и за психическими автоматизмами.

Но не следует думать, что ментизм — это явление, которое относится только к шизологии. Он может происходить в самых разных ситуациях, к примеру, до краткосрочного эпизода пароксизмальной тревожности. А лучше сказать — непременно происходит, но на него очень часто не обращают внимание, поскольку нарушение мышления тонет в психосоматических симптомах, которые видятся более значимыми. Если человек начал задыхаться, то на вопрос о том, что с ним случилось, он вряд ли ответит рассказом о том, что у него вдруг полетели со страшной скоростью беспорядочные мысли. Страдающие паническими атаками люди говорят про симптомы нарушения работы вегетативной нервной системы, про тахикардию, нехватку воздуха, чувство ватных ног. Именно это пугает их больше всего, поэтому про ментизм просто не думают.

Если в тот момент, когда происходит паническая атака, всё же попытаться привести в порядок мысли, то довольно быстро исчезают и соматические симптомы. Конечно, в случае успешного успокоения мышления. Сделать это не так уж и сложно, но предпринимать какие-то меры по регулированию своего состояния соглашаются не более 10% от общего множества людей, столкнувшихся с проблемой панических атак.

Выход из состояния ментизма

На что нам нужно обратить внимание прежде всего? Если бы я писал статью для обычного сайта, в рубрику «психологи на службе у народа», то здесь было бы написано «как победить паническую атаку». Но у меня нет никаких мотиваций гоняться за выдуманными чёрными кошками, что шарят по тёмным лабиринтам самообмана. Панических атак не существует, как вида панического расстройства самого по себе. В действительности это сугубо ментальная проблема. Возникает ментизм, он сопровождается симптомами вегетативной нервной системы, они переводят внимание на себя. И получается такая картина, как будто бы стало плохо, было предобморочное состояние. Иллюзия полнейшая, но только по той причине, что ментизм — это следствие огромного энергетического дисбаланса, который отражается ещё и на функциональности ментального аппарата.

Всё зависит от степени выраженности и комплекса индивидуальных причин. Очень сомневаюсь в том, что изложенное далее могло бы пойти на пользу тем людям, кто находится в состоянии острой формы психоза. Но я веду речь не про синдром, а про одну явную и чётко обусловленную проблему ментальности, что стоит где-то за синдромами. Она может быть связанной с огромным комплексом причин и следствий. Панические атаки стали одной из широко раскрученных проблем современного человека, поэтому я захожу с этой стороны.

Лучший способ успокоить мышление — практиковать метод, который:

  • не вызывает сомнений, противоречий, нравится человеку и может использоваться постоянно, как только возникнет такое желание;
  • имеет какую-то многоплановость, завязку на духовность, не является именно методом борьбы с пресловутыми паническими атаками;
  • связан с дыханием;
  • имеет сущность — упорядочивать одновременно ментальные и витальные процессы.

Почему метод должен нравиться — это понятно. Никакими силами мы и так не заставим себя делать что-то, в чём сомневаемся, а тут ещё в период нежелательного приступа. Связь с духовностью нужна, чтобы это был спасательный круг, который вытягивает в то состояние, которое связано с гармоний. Я с огромным недоверием смотрю на психологические практики против чего-то. Если я знаю, что метод помогает от панических атак, то я одновременно знаю, что им подвержен. Этот тонкий смысл слижет половину эффективности, как корова языком.

Связь с дыханием нужна по той причине, что в нём ответ на все вопросы. Если оно станет упорядоченным, естественным, то у нас никакой панической атаки не будет. Вот в этом обычно не сомневаются те, кто с данной проблемой столкнулся. С пониманием надобности интегральной гармонизации витальных и ментальных процессов тоже особых сложностей возникнуть не должно. Это следует из всего изложенного выше.

Мантра Со-Хам

Не нашёл ничего, что отвечало бы всем этим требованиям лучше, чем мантра Со-Хам. Мантра эта довольно необычная. В отличие от всех других она не является чем-то, что можно перевести, истолковать или будет сложно запомнить. Она не требует погружения в какую-то культурологическую среду. Хотя оно и было бы желательным.

Звук «Со» нужно услышать во вдохе своего дыхания, каким бы оно ни было на момент начала практики. А в выдохе — звук «Хам».

Сущность практики в данном контексте проста. Куда бы не тянули внимание мысли, — мы всё равно мягко возвращаем его к дыханию, а в нём слышим естественный цикл «Со-Хам». Не нужно делать усилий по управлению мыслями или дыханием. Всё, что от нас требуется — возвращать внимание к намерению слышать внутренним слухом во вдохе звук «Со», а в выдохе звук «Хам». Всё остальное случится само по себе. Вы сами увидите, что может возникнуть желание посидеть на лавочке и подышать спокойно, памятуя эту мантру. Может возникнуть желание гулять тихо, прервав все дела, и дышать таким образом.

Повторюсь… Это ментальная и дыхательная практика, сущность которой в приведении дыхания к естественному состоянию. С помощью этой особой мантры мы получаем возможность осознавать естественное дыхание, не делая для этого никаких усилий. Она не противоречит чему-либо. К примеру, если врачи дали рекомендации — употреблять антидепрессанты, то следуйте этим рекомендациям. Практика с этой мантрой не противоречит этому. Дышать-то мы в любом случае — дышим. Всё, что требуется — это слышать во вдохах и выдохах эти звуки.


В следующей публикации проекта «Диалоги о психологии» аспекты работы с этой мантрой будут раскрыты более детально. Этому вопросу будет посвящена статья в рубрике «Практика».

Вступление в группу проекта ВКонтакте позволит принять участие в обсуждении каждого материала.