Что такое сострадание в буддизме?

В официальной медицинской психологии принято деление на эндогенную и экзогенную депрессию. Первую связывают с обменом веществ, а вторую с внешними травмирующими факторами. К этому следует относиться лишь утилитарно. Такая дифференциация нужна только для выработки схемы медикаментозной терапии. На самом деле существует только одна депрессия. И она всегда связана с потерей этических основ. Всегда, во всех случаях. Были там стрессовые факторы, не было их… Жизнь — это один сплошной стресс. И понять его природу можно только осознавая внутренние процессы и их корреляцию по отношению к внешним.

Нам ничего не нужно для счастья. Не факт, что нам нужно счастье. Нам нужно осознавание всего того, что происходит внутри и снаружи. Если это получится, то мы естественным образом перестаём действовать по модели, способной увеличить страдание. В этом и заключается основа буддийского сострадания, которое довольно часто остаётся непонятным.

Буддийское сострадание основывается на понимании того, что любое образное или концептуальное видение мира — суть иллюзорно. Проходимцы, которые сидят ночью на порожках магазина и пьют суррогаты алкоголя, издавая крики без особого смысла, и представители учёного сообщества отличаются только масштабом когнитивности и результативности своей деятельности. Первые могут разбить витрину, кидаться на прохожих или подраться между собой. Вторым по силам создать теорию, подкрепить её практическими экспериментами. Что получится в результате? Может быть тот научно-технический прогресс, который в конце концов улучшит состояние человека, подарив нам холодильники и компьютеры, а может быть — атомная бомба, оружие уничтожения огромного количества людей.

Понимание этой несовершенности человеческой природы существенно обесценивает образы, которые представители других, отличных от буддизма, воззрений чаще всего делают основополагающими. Это архетипы труженика, матери и счастливой семьи, успешного человека при бабле насущном, врача, школьной училки и специалиста по созданию искусственного интеллекта, как и различных одиозных политических фигур. Возникает тождество между доброй, заботливой матерью и пьянчугой, забулдыгой, дети которой слоняются грязными и голодными, пока мама бухает или спит пьяной. Здесь нужно вспомнить о том, что в нашем мире нет ничего абсолютного. Буддизм лишь предлагает относиться с равным состраданием к ним обеим, уберегая себя от скороспелых умственных выводов.

Никто не знает, что будет дальше. Никто не способен видеть всю цепочку причин и следствий. Мы не знаем, что случится в жизни той и другой уже на следующий день, ибо не являемся архатами. Отношение буддиста к той и другой не может быть каким-то особым, обусловленной клешами. Буддизм — это равное принятие всех ситуаций жизни. Сострадание буддизма — это понимание того, что страдание существует в жизни всех существ. Вопроса о том, кто из двух матерей, добрая и благополучная или пьяница и горемыка, достойны сострадания и в какой мере, для буддиста просто не существует. Обе, конечно же, обе. И именно этим буддисты устанавливают тождество между картинками судеб. Они разные, но страдание присутствует в каждой, поэтому и сострадание — это нечто такое, что является практическим выражением всего учения.

Буддийской этике депрессия не чужда. Она основывается на том, чтобы не только воспринимать, но осознавать воспринимаемое. Это означает, что буддист осознаёт всё, даже депрессию в клинической форме. До последнего нейрона головного мозга.

В буддизме роль сострадания играет бодхичитта. Бодхи — это мышление основанное на осознании, это мышление более высокого качественного уровня. Читта — это умственное или психологическое пространство, некая область, через которую проходит мышление любого уровня — образное, логическое и всякое другое. Осознание и сострадание. Что общего? Не то, чтобы в этом было общее или чуждое… Это вообще одно и тоже явление. Осознание увеличивает этичность. Не верите, тогда проверьте. Осознавайте, и вы начнёте становиться этичным человеком.

Обычно такие рассуждения наводят на мысль о том, что депрессию нужно лечить этичностью. И это встречается крайне негативно. Это мол страшное такое состояние, когда никакой духовности и быть не может. Может оно и так, но тут немного перепутаны причины и следствия. Сначала теряется этичность, а потом уже наступает депрессия. Экзогенная, эндогенная — без разницы.

Вступление в группу проекта ВКонтакте позволит принять участие в обсуждении каждого материала.