Как избавиться от тревожности?

Люди испытывают тревожность, потому что им свойственно цепляться к чему-либо. Женщина цепляется за мужчину, карьерист за позицию в карьерной лестнице, умный за образование, глупый за кресло напротив телевизора. Обычно в жизни каждого больного генерализованным тревожным расстройством, тревожным расстройством в сочетании с депрессией, эпизодической пароксизмальной тревожностью, не важно чем, но чем-то, что связано с тревогой, обязательно отыщется что-то, к чему он прицепился самым явным образом. Происходит это так… Человек живёт себе, живёт, и вдруг, на бессознательном или вполне осознанном уровне, ужасается смерти. За всеми фобиями стоит танатофобия. За всякой тревогой стоит ощущение неминуемой гибели. Единственный вопрос, который волнует нас по-настоящему, — это вопрос собственной смертности. Всё остальное — производные: способ не думать о смерти или наивные попытки спасения.

Осознавая это или нет, но человек к чему-то цепляется так, как заблудившийся в пустыне соглашается идти за миражом, справедливо полагая, что он умрёт от жажды в любом случае, — движение даёт хоть какую-то надежду на спасение.

Женщина цепляется за мужчину или мужчина за женщину, но во имя спасения. Карьерист уходит в корпоративные интриги, а трудоголик в работу, чтобы убежать от понимания того, что умрёт. От самих мыслей. Работаем, значит заняты, нам просто некогда думать про смерть, пока мы работаем.

Всё бы хорошо, но уцепившись за что-то люди довольно быстро растрачивают свою энергию и выпивают всю силу ещё и из того, за что они уцепились. Речь идёт о чём-то, что в психологии и называют гештальтом. Работа, дом, семья, дети, хобби — всё это даёт энергию ярких красок новизны и увлечённости лишь временно. Рано или поздно краски становятся всё более и более тусклыми. Происходит так от того, что мы начинаем понимать, что это не спасёт нас от смерти.

И тогда прибежище перестаёт защищать. Крыша изнашивается и начинает протекать. Нам более не испытать комфорт в том месте, которое мы сами обескровили своей некорректной жадностью. Так сильно цепляемся в людей, события, места, что выдавливаем все соки, которые могли бы воспринимать долго, сразу.

И тогда накатывает новая, более сильная, волна тревоги. Так начинаются семейные драмы и конфликты на производстве, так быт превращается в болото, так теряется радость и довольно надёжные механизмы психики ломаются к чертям собачьим.

И тогда у нас появляются три пути.

Первый путь — это лечение у психотерапевтов. Если ситуация совсем запущенная, то почему бы и нет? Только это движение тропой медицины нужно лишь для того, чтобы убрать самые острые и нежелательные симптомы. Не более… Не потому что медицина так уж плоха, а потому что это её единственная функциональность. Убрать самое плохое, что самостоятельно убирать крайне сложно. Использование медицины для других целей — против правил игры жизни.

Второй путь — это коррекция самой жизни. Тут правило простое — нужно брать и выкидывать. Люди даже не предполагают, что из жизни можно выкинуть всё, что в ней есть. Отказаться от привычек, изменить подход к планированию, к актуализации. Вообще всё можно. Голову себе отрезать можно, но… Только один раз. А выкидывать всякий карьерный рост, страх увольнения по сокращению штатов, различные аддикции — это легко и просто. И думать не о чём. Выкинуть можно всё и всегда. Пустой от этого жизнь не станет. Если получилось что-то выкинуть, то оно и не наполняло жизнь, а захламляло.

Третий путь — это путь практической философии. Его исповедовали самые выдающиеся психопаты человечества. Они построили жизнь так, что вопрос смертности задевал иначе. Как именно — это зависит от философской школы и индивидуальных особенностей искателя Истины. Кастанеда предложил нам довольно простую модель. Смерть превращается в советчика. Что бы ни делал человек — он делает это так, как будто это последняя битва, последнее дело его жизни.

Тревоги меньше не становится, но она меняет свою вибрацию.

Как поступить? Каждый находит ответ на этот вопрос сам. Весь смысл этой статьи был в том, чтобы рассказать о том, что тревожит на самом деле. Смерть. Всё остальное меркнет в могуществе её смыслового значения для каждого из нас. И решать нужно не проблему тревоги, а проблему высвобождения энергетических ресурсов. Нужно разжать руки, не цепляться за то, что мы ошибочно принимаем за вещи, которые могут нас спасти.

Вступление в группу проекта ВКонтакте позволит принять участие в обсуждении каждого материала.