Три пути прикладной психологии

Одна из тех проблем, что стали побочный эффектом духа нашего времени. Девушка испытывает трудности в общении с другими людьми. Наиболее остро это выражается при поиске работы. Приходит бедняжка на собеседовании и чувствует там скованность, неловкость, неуверенность. От этого замыкается и слова молвить не может. Это вызывает дискомфорт, который она обозначает даже такими терминами, как «унизительно». Дело в том, что она может попасть в ситуацию, когда приходится отвечать на вопросы своей ровесницы. И вот та, работающая в отделе кадров, может вопросы задавать, а эта, как форменная дурочка, потеет, краснеет, бледнеет и слова молвить не может.

За последние три недели я видел более пяти подобных вопросов от разных девушек, в различных группах социальных сетей. С таким же вопросом одна девушка обращалась лично ко мне. Правда, называла всё это застенчивостью и просила помочь от неё избавиться. Думаю, что специалисты-психологи, работающие с людьми на профессиональных основания, тоже часто встречаются с такой ситуацией. Довольно характерный пример. Попробуем положить его в основу рассуждений о наиболее эффективном способе выстраивания отношений с этим непростым миром. Что делать, какими путями идти?

Три пути решения проблемы

Первый находится в сфере когнитивно-поведенческой психотерапии. Он предполагает, что девушку нужно научить тому, как ей быть, как управлять собой, отвечать на вопросы, проходить через состояние посредством поведения. Вырабатываются какие-то методики, применяются, и постепенно жертва саморефлексии такого типа обретает навык общения, что оказался утраченным в силу каких-то причин. Вообще-то он теряется не во всех ситуациях… В каких-то ступор неловкости происходит, а в каких-то нет.

Второй ближе к экзистенциальному подходу в психологии. Он ориентирован на уникальность человеческих переживаний. На практике это сведётся к тому, что девушке предложат подумать о том, с чего же у неё такие несчастья? Может быть она не так уж и сильно замыкается в магазинах и на паромах, пристанях и вокзалах нашей огромной Родины, а происходит это только на собеседованиях? Тогда мы можем предположить, что неполадки вызывает какой-то комплекс ассоциативного мышления. Приходит она на собеседование, а это вызывает мысли о том, что она недостаточно эффективна и не отличается большим профессионализмом. А то и вообще — неудачница. Это обозначение себя сидит где-то глубоко внутри и почти никак себя не проявляет, но до тех пор, пока не возникнет потребность написать резюме или не нужно отвечать на вопросы на собеседовании. В тот же период, когда какие-то внешние события тому способствуют, — психика выражает протест против того в каком состоянии находится личность. А уже это выражается в виде потери активности и некоего ступора, или ступорности.

Экзистенциальный подход ближе к психоанализу. Так же относится к разряду динамической психотерапии. Это не означает того, что пациент и психотерапевт совершают динамичные действия своими телами. Они рассматривают ситуацию в динамике её развития. Почему так? Потому что во внутреннем мире очень трудно указать на какую-то одну точку. Профессионал в этом деле просто не сможет верить в то, что один или парочка каких-то травмирующих факторов взяли и обособленно оказали на человека какое-то воздействие. Даже если это и так, то произойти такое могло только в силу каких-то других причин. Почему-то человек поверил в свою низкую пригодность к жизни. Одно событие не могло вызвать такого к себе отношения. Нужно искать целую цепочку ситуаций, поступков и их оценки, которые раз за разом оставляли свои отпечатки в сознании.

Оба варианта не исключают назначение каких-то психоактивных препаратов. И оба дают результаты только в том случае, если учтён большой комплекс факторов — от индивидуальной совместимости психотерапевта и его пациента до опыта специалиста и изначальной готовности пациента работать над собой.

Есть и третий путь. Он подразумевает тотальное изменение отношения к себе и миру вокруг. Мир становится ареной взаимодействия таинственных явлений. Человек воспринимает себя в качестве загадки, тайны, которую он никогда не сможет раскрыть полностью. Исчезает особая важность каких-то событий. Все явления этого мира в равной степени важны и загадочны. Сам человек — тайна, которую невозможно разгадать полностью. И в этом он равен всем другим людям, поскольку все существа представляют собой такую же тайну.

Такая философия не является ценностью, которая была бы противовесом обыденным ценностям привычной социальной системы. Ценностей не существует, а вместо них приходят принципы. Подход базируется на принципах действенности. Они отличаются от тех, что входят в структуру работы когнитивного психолога только одним. Он нацелен на решение изначальной задачи, учит клиента или пациента тому, как пройти через скованность на собеседовании. В данном же контексте подразумевается, что человеку все эти собеседования и прочие социальные побрякушки становятся глубоко фиолетовыми. Однако это не говорит о том, что предлагается игнорировать их. Они меняют свой статус, становятся испытанием, игрой, битвой, практикой. Философ живёт во имя достижения абстрактных целей и в любом случае действует так, как будто от результата зависит его жизнь.

Практика, практика и ещё раз практика!..

Научиться жить таким образом в разы проще, чем можно подумать. Для этого нужно постоянно практиковать подходящие методы. Философ, о котором я веду речь, — это не старик с бородой, который ведёт диалоги о мироустройстве в садах античности. Им запросто может стать означенная в начале этой статьи девушка.

Для этого ей достаточно один раз найти объявление о том, что открыт конкурс на вакансию, которая ей не светит или не нужна вовсе. Это может пост генерального директора какой-то компании, охранника, бухгалтера, программиста. Всё, что угодно, что не нужно, но вызывает любопытство. После этого девушка пудрит носик и приходится устраиваться смотрителем в музей, журналистом или художницей. Главное в этом деле учесть два принципа:

  • только обычные люди действуют тогда, когда это нужно. Настоящие искатели истины способны действовать в любом случае, когда нужно и не нужно, но сообразно со своим выбором;
  • действия должны быть подчинены изначальной стратегии, а она строится вокруг цели. В данном случае — это тренировка поведения в случае, если устраиваться на работу мы пришли, но сама работа нам совершенно не нужна, поэтому можно играть и импровизировать.

Вот и всё… Больше ничего не нужно. Если она убежит в панике, то ничего страшного. Будет повод для самоанализа. Что послужило причиной бегства? Какие эмоции при этом возникали?

А секрет ларчика прост. Действовать нужно в состоянии отрешенности, безличностно, не волнуясь о мещанской цели. Все мысли только на достижение Истины.

Не нужно думать о том, что будет, как будет, зачем, почему. Это берётся и делается. Во всём нужна сноровка, уменье, которые даст нам только тренировка.

Вступление в группу проекта ВКонтакте позволит принять участие в обсуждении каждого материала.